Кукла как инструмент развития личности ребенка
У каждого народа мира с давних времён существуют свои куклы. В них можно увидеть особенности общественного уклада, быта обычаев и нравов. Кукла отражает уровень технического и художественного развития народа. Таким образом, кукла – отражение той эпохи, в которую она создана. Кукла – это материализованный образ реально существующий или вымышленный.
Кукла существует с незапамятных времён. При раскопках были обнаружены куклы, изготовленные более четырёх тысяч лет назад. Кукла так всегда была интересна человеку потому, что он видел в ней себя. Кукла, как и человек, участвовала в различных сферах жизни общества. Символические куклы присутствовала в обрядах и праздниках, служила оберегом для взрослых и детей.
На современном этапе психологи активно используют куклу как самостоятельное направление психологической, педагогической и развивающей работы. Куклотерапия – это метод диагностики, коррекции и развития. Это направление успешно используется в работе со взрослыми, детьми, с «особыми» детьми.
Важен сам процесс изготовления кукол, особенно то, какой персонаж выбирается для изготовления и каким характером он будет наделён. Дошкольникам ещё трудно изготовить даже самую простую куклу. Поэтому к этому процессу обязательно подключается взрослый. Помогать ребёнку могут родители, братья, сёстры, педагоги. Это сплачивает детей и значимых для них людей, даёт возможность им лучше друг друга понимать и чувствовать. В результате, изготовление куклы – полезный процесс для всех, кто в нём участвует. Человек вкладывает в куклу частичку своего внутреннего мира, в результате процесс изготовления куклы – это всегда медитация. Кукла становится продуктом, который можно наделять какими-то качествами, мыслями, эмоциями, чувствами, особенностями поведения. Кукла начинает жить своей жизнью. В руках ребёнка оказывается жизнь куклы, он начинает понимать, что то, как ведёт себя кукла, зависит от него. Ребёнок управляет куклой и одновременно учится управлять собой. Это проявляется в саморегуляции, владении своим телом, своими эмоциями. Дети учатся высказываться от имени кукольного персонажа или вступать в разговор с куклой, выражать просьбы и просить извинения. Всё это помогает дошкольнику адекватно социализироваться в обществе.
Куклотерапия стимулирует развитие личности ребёнка и помогает достичь следующих целей:
*Развиваются познавательные процессы;
*Развивается речь детей;
*Развивается эмоциональная и моторная адекватность;
*Развиваются коммуникативные навыки;
*Развивается пространственная ориентация;
*Укрепляется союз с родителями.
Благодаря разнообразию кукол можно менять различные виды деятельности. Поэтому дети долго не утомляются. Можно ставить кукольные спектакли. А это даёт возможность создавать свой творческий продукт, адресованный и себе и другим людям.
Использование куклотерапии в психологической практике помогает решить следующие задачи:
*Саморегуляцию и самоуправление, т.к. ребёнок идентифицируясь с персонажем, учится, в первую очередь, управлять собой;
*Самовыражение через действия и слова куклы;
*Отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;
*Получение многочисленных алгоритмов выхода из проблемной ситуации через манипуляции с куклами;
*Развитие гибкости поведения и др.
В куклотерапии с «особыми» детьми используются куклы, соответствующие возможностям ребёнка и развивающие их.
Таким образом, кукла является очень мощным инструментом работы в руках психолога-практика.